Один из первых в истории проектов NGN, который заставил задуматься над новой парадигмой связи, стал проект Napster, описание которого можно найти в монографии Э. Танненбаума «Компьютерные сети» [7]. Технология равноранговых (peer-to-peer) сетей стала очень популярной в Америке к 2000 г., и одной из реализаций такой сети стал проект Napster. В апогее своего развития сеть Napster насчитывала 50 млн пользователей, которых объединяло одно любовь к музыке. Пользователи сети Napster бесплатно и бескорыстно обменивались музыкальными записями через сеть. Идея была простой и чрезвычайно популярной. Каждый новый пользователь вносил на сервер Napster информацию об имеющихся у него музыкальных записях. Тем самым формировалась единая база данных о музыкальных записях. Если другого пользователя интересовала какая-то запись, то он обращался напрямую к ее обладателю и договаривался об обмене или просто о скачивании музыкального файла. Таким образом, проект Napster позволил создать в Интернете большую «толкучку». По на главном сервере Napster не хранилось ни одного файла, а сама компания не была замечена ни в одной из продаж нелегально скопированной музыки. В то же время это стало одним из самых массовых нарушений авторских прав в истории звукозаписи. Здесь и возникло противоречие. С одной стороны, проект Napster функционировал и выполнял функции раздачи контрафактной продукции, с другой стороны, никакой юридической ответственности компания Napster не несла. Когда же под напором музыкальных компаний проект Napster был принудительно закрыт, фактически это ничего не дало. Пользователи приняли к сведению, что бороться с сетью Napster оказалось возможным из-за присутствия базы данных о наличии музыкальных файлов. Именно поэтому первая версия проекта и была закрыта. В следующей версии проекта каждый пользователь вел свою базу данных и поддерживал список группы пользователей. Новый пользователь такой равноранговой сети выходил на бывшего пользователя Napster и узнавал, какие записи есть у него, а также получал список пользователей, у которых также можно было поинтересоваться музыкой. В такой сети процесс поиска становился очень долгим, и вскоре появились программные пакеты, которые автоматизировали этот процесс. В результате проект был реанимирован, но теперь для конспирации даже не имеет названия. Прекратить функционирование такой сети без существенного нарушения гражданских свобод уже практически невозможно. Здесь мы видим первый яркий пример того, как виртуальные технологии, к которым относится и технологии NGN, могут подрывать нравственные устои и юридические права общества.

Рубрика:

Теги: