В процессе исследования технических решений NGN разных уровней было показано, что для каждого уровня существует определенный лейтмотив развития. Для сетей доступа это были использование существующих решений и необходимость оперативно предоставить широкополосный доступ всем потенциальным пользователям, для уровня транспорт

6.1.3. Сам себе телезритель — сам себе режиссер — сам себе продюсер


ных сетей — конвергенция решений, для уровня управления — перманентная декомпозиция технических решений. Вполне естественно найти лейтмотив развития современных услуг связи, который определял бы направление эволюции концепции услуг. Из перечисленных выше особенностей современных услуг NGN наиболее подходящей на роль лейтмотива является их интерактивность. Развитие интерактивности услуг можно проследить па примере видеоуслуг в современных сетях N GN . В [44] была предложена закономерность, согласно которой развитие интерактивности приводит к последовательному сближению оператора и пользователя (рис. 6.3). Развитие интерактивности услуги ведет ко все более активному участию пользователя в работе телевидения. Если взять за отправную точку обычное эфирное телевидение, то здесь пользователь совершенного пассивен. При переходе к услуге «видео по запросу» ( VoD ) пользователь включается в процесс работы сети, поскольку сам может выбирать понравившийся материал. Дальнейшее развитие интерактивности позволяет пользователю включится в обсуждение контента, получаемого по запросу в режиме реального времени. В качестве примера такой услуги можно увидеть видеочаты, которые транслируются по некоторым каналам российского телевидения. Сюда же можно отнести одиозные проекты «Дом-2» и пр., когда зрители участвуют в обсуждении судьбы героев программы или сериала. Венцом интерактивного участия пользователя в работе телевизионного вещания является уровень, когда пользователи сами начинают формировать контент. Многочисленные блоги, журналы, банки любительских фильмов в Интернете — это только начало новой телевизионной культуры. На выставке СеВ I Т-2007 компания Alcatel продемонстрировала платформу IMS , которая дает возможность пользователю самому формировать, редактировать и размещать в системе IPTV свой канал телевидения, рекламировать его, делать связку своего канала с другими каналами вещания в Интернет и т.д. Таким образом, от концепции «сам себе режиссер» пользователи NGN переходят к концепции «сам себе продюсер». Параллельно с движением пользователей к максимальной интерактивности навстречу им движутся операторы, которые развивают услуги сети таким образом, чтобы рост интерактивности поддерживался соответствующими сетевыми решениями. На этапе полностью пассивного поведения пользователей оператор предоставляет услугу телевизионного вещания — одну для всех пользователей. Появление услуги VoD на сети ставит вопрос о регулировании контента, поскольку появляются более приоритетные и менее приоритетные каналы телевидения. Для эффективного управления услугами оператор должен перейти от уравниловки в предоставлении услуг к разделению пользователей на группы. Появление активных пользователей, которые включаются в процесс интерактивного обсуждения наполнения сети, приводит оператора к необходимости перейти к интерактивным технологиям, ориентированным либо на определенные социальные группы, либо па последовательную персонализацию услуг связи. Встреча оператора и пользователя происходит в виртуальной точке максимальной интерактивности последнего, когда он становится источником контента для оператора. В таком случае оператор должен обеспечить пользователю реализацию всех его пожеланий, будь то настройка оболочки управления услугами или специальные редакторы для формирования собственного контента. В тот момент, когда операторы и пользователи встретятся в виртуальной точке максимальной интерактивности, возникнет совершенно новое сообщество специалистов, работающих с системой связи. Граница между оператором (более точно, контент-провайдером — поставщиком информации) и пользователем окончательно размывается. Оператор может быть заинтересован в том контенте, который предложит ему пользователь, в особенности если такой контент заинтересует широкие массы общества. В таком случае может оказаться, что пользователи нового поколения будут заключать договора на поставку контента операторам, как сейчас имеют место договора об оплате хостинга популярных сайтов. Стратегия на максимальную активность пользователей представляется исторически естественной, но ее воплощение во многом зависит от уровня информатизации общества. В конце концов в любых условиях пользователь хотел бы получить понятную ему качественную и простую в управлении услугу, В отсутствие компьютерной грамотности невозможно предполагать высокую интерактивность пользователей сети. Но в цело

Рубрика:

Теги: