Первая услуга, которую можно считать концептуальной для NGN , это концепция Triple Play , часто называемая также «три в одном» или услугами «тройного применения» (оба перевода недостаточно точны, поэтому мы будем использовать английский термин Triple Play или ЗР1ау). Как было показано выше, в основу концепции Triple Play была положена идея о том, что все современные услуги связи можно представить в виде объединения речи, данных и видео. Триада этих услуг создаст своего рода базис, по которому можно разложить любую современную услугу. Первоначально для этого предполагалось использовать одну инфраструктуру сетей доступа и единую транспортную сеть для всех возможных услуг связи (рис. 6.4,а). По сути это все та же традиционная система связи, где услуги Интернета, телефонии и телевидения предоставляются отдельно и могут быть объединены только па уровне кабельной сети доступа (доступ в Интернет по телефонной парс, передача данных и телевидения по оптоволокну и пр., что было подробно рассмотрено в главе 2). Напомним, что такая организация услуг имеет вертикальный характер и была названа в главе 2 стратегией «Спагетти». Концепция Triple Play предлагает использовать для предоставления всех указанных на рисунке услуг единую инфраструктуру мультисервисной сети NGN , включающую транспортную сеть и сеть доступа. Архитектура сети в таком случае становится горизонтальной, а стратегия называется «Лазанья» (рис. 6.4,б). Переход в концепции услуг от вертикальной к горизонтальной модели организации и объединение различных услуг на уровне транспорта и доступа представляют собой существенный шаг по пути конвергенции сети на уровне услуг. Таким образом, концепция Triple Play стала основой для дальнейшей конвергенции сетей. В качестве примера такой конвергенции на рис. 2.13 уже была представлена связь между наиболее популярными технологиями доступа и этой триадой. Одна

6.2. Концепция Triple Play 6.2.1. «Триада» основных услуг


и та же триада услуг (данные, речь, видео) может опираться па сети домашнего Ethernet , абонентские сети ADSL или оптические системы FTTx / PON , при этом принципы предоставления услуг, диагностики, контроля и управления качеством будут совершенно одинаковыми. Таково следствие принципа конвергенции современных сетей. Создав единую среду передачи данных па основе IP , технология NGN позволяет перемешивать различные сети доступа и предоставлять весь перечень услуг Triple Play в любых сетях. Однако концепцию Triple Play нельзя свести только к простому продолжению традиций конвергенции или построению горизонтально ориентированной структуры связи. Концепция Triple Play предложила совершенно уникальный подход, который вероятно станет доминирующей концепцией для будущего развития услуг, какие бы термины для этого не изобрели (ЗР l ау, 4Р l ау, 5Р l ау, 3 G , 4 G . 5 G и т.д.). Суть в том, что в концепции Triple Play впервые была предложена процедура декомпозиции/композиции услуг (рис. 6.5). В соответствии с этой концепцией предложено использовать триаду как набор базовых услуг. Любая услуга, которая может быть реализована в сети, проходит процедуру декомпозиции, т.е. разделение на три базовых услуги. Затем три услуги поступают в сеть и передаются по линии клиент-сервер или клиент-клиент ( peer - to - peer ). Для этого задействуются все три основных уровня, обеспечивающих предоставление услуг (уровень доступа, уровень транспорта и уровень управления). На

6.2. Концепция Triple Play 6.2.1. «Триада» основных услуг


приемной стороне три составляющих услуги объединяются, что можно трактовать как процедуру композиции или восстановления услуги. В результате клиент получает услугу в ее планируемом виде. Концепция Triple Play в такой трактовке представляется очень революционной. Перечислим лишь некоторые важные следствия этой концепции. Уровень услуг разделяется на два подуровня. На верхнем подуровне находятся все существующие и перспективные, но пока не реализованные услуги связи, а на нижнем только три услуги триады. Поскольку именно триада ближе всего к сети, решения уровня услуг оказываются унифицированными. Механизм предоставления услуг в концепции Triple Play создается один раз. Для этого оператор должен реализовать на сети всевозможные механизмы предоставления трех базовых услуг. Если это удастся, то из их комбинаций рождаются и все остальные услуги. Новые услуги отличаются друг от друга только последовательностью композиции и декомпозиции. Это создаст основу для креативной деятельности по разработке новых услуг — достаточно разработать единые правила композиции и декомпозиции. Как только это будет сделано, сценарий ввода услуги на сети будет фактически готов, поскольку механизмы доставки услуг Triple Play уже разработаны. Концепция оказывается открытой для любых новых услуг. Даже если услуга только задумана, то сеть потенциально готова для ее предоставления. Предложенные механизмы предоставления Triple Play гарантируют, что любой новый алгоритм композиции и декомпозиции может быть внедрен па сети. Концепция Triple Play оказывается открыта к будущим модификациям стратегии развития услуг. Как это не парадоксально, но прогнозы развития Triple Play идут намного дальше изложенной здесь концепции Triple Play . В случае, когда базиса триады не хватает для предоставления какой-либо повой услуги, которая тем не менее по замыслу ее создателей будет востребована, эта услуга просто вводится в набор базисных услуг. При этом сеть должным образом модернизируется, чтобы предоставлять всем пользователям не три, а уже четыре услуги, а далее процесс предоставления услуг развивается в той же самой идеологии. Любые перспективные услуги впоследствии оказываются всего лишь композицией и декомпозицией из четырех базовых услуг (этот набор можно назвать «квадрига»). Ниже будет показано, что именно такой алгоритм используется для создания новой концепции 4Р1ау. Но и дальше процесс не завершен. На данный момент пока не видно, что будет после 4Р1ау, поскольку нельзя придумать популярную услугу, которая не могла бы стать продуктом композиции «квадрига». По вполне вероятно, что когда-нибудь набор базовых услуг придется расширить до пяти, шести и т.д. услуг. Следствием концепции Triple Play является разделение задач исследования новых услуг на две большие группы. Первая группа связана с подуровнем триады. Сюда относятся вопросы адаптации к Triple Play решений уровней доступа, транспорта и управления, проблема контроля и управления качеством триады и т.д. Вторая группа задач - - это изучение алгоритмов композиции и декомпозиции для построения услуги. Первая группа задач имеет конечный объем материала для исследования; анализ задач второй группы может продолжаться до бесконечности, поскольку количество услуг Triple Play , как ожидается, может быть неограниченно. Поэтому в этой главе мы сконцентрируемся на первой группе задач. А именно, будет проведено исследование каждой компоненты триады с указанием особенностей современного состояния технологий предоставления этой компоненты. Затем мы перейдем к исследованию процессов, связанных с объединением отдельных услуг в триаду, и тем завершим исследование концепции Triple Play .

Рубрика:

Теги: