От различных вариантов технологии равноранговых сетей перейдем к явлениям, связанным с другим особенностями NGN - демократичностью и поливариантностью. В частности, рассмотрим, какие возможности для голосовой связи имеет абонент NGN, подключенный через систему доступа ADSL2+. Как показано на рис. 1.11, любой пользователь ADSL2+ имеет следующие возможности для организации телефонной связи:

  • т ехнология ADSL оставляет возможность абоненту пользоваться услугами традиционной телефонии по прямому телефонному каналу через сплиттер (POTS);

  • технология ADSL2+ по сравнению с технологией ADSL обеспечивает создание канала передачи речи поверх цифрового потока DSL — CVoDSL, который позволяет существенно экономить полосу передачи;
  • в стандарте ADSL присутствует уровень ATM, поэтому пользователь может использовать технологию передачи речи поверх ATM VoATM, используя для этой цели уровень адаптации AAL2;
  • системы ADSL ориентированы на предоставление услуг на основе IP на верхнем уровне, поэтому абонент ADSL2+ имеет все возможности использовать для передачи речевой информации технологию VoIP;
  • наконец, он может пользоваться Интернет-телефонией, в частности Skype.

Таким образом, абонент имеет пять различных способов телефонной связи на одном и том же абонентском подключении ADSL2+. Все эти технологии используют разные методы преобразования речевого сигнала в цифровой поток (в случае использования канала традиционной телефонии сигнал вообще не оцифровывается) и обеспечивают разную эффективность использования полосы абонентского канала. Но для нас важно, что все пять вариантов подключения одинаково доступны абоненту. Он имеет право выбрать любой из них или использовать несколько одновременно. Например, в квартире могут соседствовать традиционный телефон, телефон CVoDSL, терминал VoIP и телефонная трубка Skype. Такое богатство выбора на каждом широкополосном абонентском подключении приводит, помимо общих преимуществ оптимизации тарифных платежей, к некоторым интересным последствиям. Абонент может выбирать оператора, обеспечивающего ему телефонную связь. Как правило, оператор, обеспечивающий подключение абонента к ADSL, является одновременно оператором традиционной телефонии. Но никто не запрещает абоненту использовать VoIP, купив соответствующую карточку и терминал. A Skype доступен вообще всем абонентам Интернета. За счет этого наиболее активные (как правило, наиболее искушенные в возможностях современного технологического мира) абоненты могут эффективно экономить на разговорах и при этом не нарушать никакие законы. Возможность регулировать техническую политику приводит к тому, что абонент в случае возникновения неблагоприятных условий может уйти к другому оператору. И если раньше операторы могли независимо формировать тарифные планы, то в случае NGN все становится намного сложнее. Если тарифы на традиционную телефонную связь увеличиваются, то абоненты могут уйти вместе со своим трафиком в СVoDSL, VoIP или Skype. В результате меняется прибыль компании. Факторы гибкости и децентрализации проявляются не только в поведении пользователей сети, но и в работе операторов. Например, в последнее время стремление Мининформсвязи РФ регулировать работу сегментов NGN, приняв закон о лицензировании услуг VoIP (1999 г.), привело к тому, что большая часть операторов домовых сетей отказалась от этой услуги, а абоненты ушли в Skype. Этот пример демонстрирует, что поливариантность технологических решений NGN допускает разные варианты поведения операторов, что позволяет компенсировать любые внешние воздействия, в том числе юридического и административного характера. С одной стороны, это является несомненным преимуществом сетей NGN, но с другой стороны, видно, что процедуры нормирования, лицензирования и вообще законодательного управления сегментами NGN должны основываться на совершенно новых принципах.

Рубрика:

Теги: